Генеральный секретарь Copa и Cogeca Пекка Песонен: мы боремся, как проклятые
April 7, 2020 at 12:57 PM ,
Der AUDITOR
Пекка Песонен работает генеральным секретарем Copa и Cogeca почти 14 лет. Copa и Cogeca является главным представительным органом по вопросам сельского хозяйства и рыболовства в ЕС, в состав которого входят более 70 фермерских и сельскохозяйственных кооперативных организаций. Ранее Песонен занимал пост статс-секретаря Министерства сельского и лесного хозяйства Финляндии. Он имеет степень магистра в области сельского хозяйства и приобрел профессиональный опыт в ЕС и в пищевой промышленности Финляндии.
- Copa и Cogeca представляют 40 000 фермерских кооперативов и 660 000 человек, занятых в сельском хозяйстве. Какие основные проблемы представляет для этой важной отрасли пандемия Ковида-19?
Песонен: Кризис является испытанием для продовольственной безопасности. Сельскохозяйственный сектор Европы испытывает вторичные трудности. С ограничениями на передвижение, в том числе и по товарам, аграрный сектор испытывает проблемы, а спрос меняется. Мы усердно работаем над тем, чтобы обеспечить общество продовольствием в долгосрочной перспективе.
- Как меняются спрос и потребление?
Песонен: Потребление переходит от дорогостоящих продуктов питания к более дешевым продуктам низкого качества. Ситуация очень странная. Я видел это через продовольственные кооперативы и розничные магазины. Здесь, в Брюсселе, до сих пор проводилась кампания по продаже свежего лосося, в то время как люди покупают дешевые основные продукты питания.
- С переходом спроса на более дешевые продукты питания, не является ли это серьезной проблемой для экологического сектора?
Песонен: Экологический сектор более или менее останется без изменений. Экологический рынок - это нишевый рынок, и чем больше он становится, тем больше он подвергается риску. Если органический сектор должен занять 30% рынка, как предлагает Комиссия ЕС, то он должен работать гораздо эффективнее. Потребители не глупые. Они всегда идут за ценой. Цены слишком большие. Экологические продукты стоят в 4-5 раз дороже, чем обычные продукты питания.
- Является ли панические покупки большой проблемой с точки зрения предложения?
Песонен: В пищевой промышленности у нас нет классических запасов. Но если каждый потребитель покупает на 15%-20% больше, то это странный опыт примитивной реакции. Туалетная бумага - лучший пример. Грузовик, полный макарон, намного тяжелее, чем легкая недорогая папиросная бумага. За последние 20-30 лет мы перешли на систему доставок "точно в срок". Для финской молочной промышленности планирование было совершенно иным в начале 1990-х годов. Теперь промышленные процессы дешевле. Нормально держать запасы на колесах. Инвестиции в складское хозяйство отсутствуют.
- Существуют ли проблемы с европейскими цепями поставок?
Песонен: Существуют различные реакции со стороны водителей. Логистические компании не могут отправить своих водителей на другой конец Европы из-за различных карантинных мер. Даже если одна страна в самом центре Европы закрывает свои границы, это представляет собой большую проблему. У компаний нет гарантии, что они смогут осуществить доставку. В Венгрии водители не могут въехать в страну. Так что же они должны делать со своими грузовиками? Проблема в том, что водители откажутся ехать. Это серьезное нарушение и большая проблема с едой.
Кроме того, есть риски для кормового сектора, который сильно зависит от добавок и от Китая. Это может повлиять на здоровье животных. На недавней встрече мы подчеркивали, насколько важно поддерживать внутреннюю и внешнюю торговлю. Торговля должна оставаться как можно более нетронутой.
- В совместном заявлении "Обеспечение продовольственной безопасности является нашей главной задачей", опубликованном 19 марта, вы призываете Комиссию ЕС следить за ценами на сырье. Вы стали свидетелями резкого изменения цен на сырье?
Песонен: Произошли нормальные рыночные колебания цен. Произошло также некоторое повышение цен там, где поставки ограничены, но это не является основной тенденцией.
- Как, на Ваш взгляд, кризис Ковид-19 повлияет на цены на сырье в долгосрочной перспективе?
Песонен: Еще рановато говорить. Многое зависит от того, как мы организуем наши производственно-сбытовые цепочки. Мы слишком зависимы от Китая, а Поднебесная в свою очередь - ограничивает торговлю. Контейнеры в портах заблокированы, и это серьезное препятствие. Мы должны подумать о том, как мы можем повысить нашу устойчивость и как торговля с Китаем может стать более безопасной. Мы должны опираться на фармацевтические препараты - не только по причинам, связанным со здоровьем животных, но и для того, чтобы избежать нехватки лекарств для здоровья людей.
- Copa и Cogeca особенно обеспокоены проблемами, с которыми сталкиваются производители фруктов и овощей. Почему эти производители настолько уязвимы к кризису?
Песонен: Потребительский спрос резко изменился. Возьмем, к примеру, производителей спаржи. С обвалом гостинично-ресторанного сектора их планы были выброшены из окна. Кроме того, у них до сих пор есть большие запасы с прошлого года. Нехватка рабочей силы на полях - это, конечно, еще одна проблема. Мы довольно рано сделали заявление, требующее доступа к постоянной рабочей силе во всех основных странах-производителях. Требуются специальные меры, так как потребление переходит с высокой стоимости на низкое качество. В сочетании с коротким сроком содержания свежих продуктов это идеальное сочетание для катастрофы. Конфагрикольтура, крупнейшая сельскохозяйственная ассоциация Италии, также подчеркнула, что сезонность является большой проблемой.
- Нехватка рабочих - насущная проблема. Разве не страны-члены ЕС должны решить эту проблему, а не ЕС?
Песонен: Да, это так. Государства-члены ЕС обладают компетенцией, но Комиссия ЕС опубликовала руководящие принципы для секции труда, что является хорошей инициативой в отношении того, как лучше всего сбалансировать проблемы общественного здравоохранения и сбои на рынке труда. Сельскому хозяйству нужны положения для перемещения через границы и через регионы.
- Возможно, пандемия Ковида-19 также представляет собой шанс?
Песонен: Люди должны понять, что сельское хозяйство очень сильно связано с продовольственной безопасностью. Вот почему мы боремся, как проклятые, чтобы заставить его работать. Мы должны быть уверены, что критики не будет. Экологическая устойчивость - это вопрос. Необходимо размышлять о том, как мы можем достичь громких политических целей. Для пищевой промышленности нам необходимо рассмотреть, как мы организуем себя, сельское хозяйство и промышленное земледелие. Мы очень восприимчивы к китайским правилам гигиены и очень зависим от Китая в отношении оборудования. Мы должны быть благоразумными.
- Разве экологические проблемы не рискуют быть омраченными нынешним кризисом?
Песонен: Нет, я не ожидаю, что предложение о "Зеленой сделке" будет отменено. Но происходит тонкая настройка. Несколько недель назад мы все еще говорили о протестах фермеров и сокращении пестицидов. Потребители действуют так, как бы они действовали в кризисной ситуации - примитивно. Им все равно. Фермеры очень обеспокоены вопросами здоровья. Они и их семьи очень сильно подвержены воздействию пестицидов, таких как глифосат. Мы должны с осторожностью относиться к тому, как мы используем химические вещества и пестициды. Фермеры нуждаются в обучении, это важно для самих фермеров. Политики отказываются рассматривать вопрос о продовольственной безопасности. Для них сельское хозяйство не имеет ничего общего с продовольственной безопасностью. Мое нутро подсказывает, что некоторые страны-члены хотели бы видеть "ручной тормоз" для снабжения. Дискуссия об устойчивости будет продолжена.
- Это звучит как лицемерие, вы можете объяснить?
Песонен: Франс Тиммерманс спросил нас, можем ли мы взять на себя обязательство по сокращению пестицидов на 30%. Наш ответ: можете ли вы дать нам альтернативы? Комиссия ЕС не может этого сделать. Мы призываем их не недооценивать продовольственную безопасность. Фермерам нужны альтернативы, а странам-участницам нужна возможность навязывать перемены, но есть опасения по поводу продовольственной безопасности. Нет никаких иллюзий, в том что и в органическом секторе также используются химикаты. Дания сошла с ума от дихлорида серы. Те же самые политики и неправительственные организации, которые выступают за сокращение использования пестицидов, закрывают на это глаза. Для выращивания органических продуктов им нужна новая техника селекции и ГМО. И если мы поддержим 30% долю рынка органики, означает ли это, что мы закроем внешние границы ЕС для всего неорганического импорта?
- Есть ли аспект, о котором мы до сих пор не упомянули?
Песонен: Единый рынок - это важный элемент, о котором мы не говорили. Мы видим ценность единого рынка. Если мы потеряем единый рынок, мы потеряем меры по поддержанию сельского хозяйства.